Artist: Ozzy Osbourne Title Of Album: Diary Of a Madman Release Date: 1981 (CD 1995) Location: UK (born 3 December 1948, Aston, Birmingham) Label: Epic (U.S.), EK 67236 Genre:Hard Rock Quality: Flac Tracks 16/44,1 kHz Length: 43:24 Tracks: 8 Total Size: 308 Mb WebSite:Home Page
Tracklist:
01. Over The Mountain (04:31) 02. Flying High Again (04:44) 03. You Can't Kill Rock And Roll (06:59) 04. Believer (05:17) 05. Little Dolls (05:38) 06. Tonight (05:50) 07. S.A.T.O (04:07) 08. Diary Of A Madman (06:15)
Люди празднуют Хеллоуин раз в год, а я каждый день (Оззи Озборн). Дурная слава певца только выросла, когда 7 ноября 1981 года Оззи выпустил второй альбом, "Diary Of a Madman" ("Дневники сумасшедшего"). Он был менее ярким, чем "Blizzard Of Ozz", — возможно, из-за того, что невероятная игра Роудса была заглушена обилием инструментальных пассажей, — но растущая армия фанатов приняла его. Успешным было и последовавшее турне, укрепившее репутацию Оззи как дикого и буйного рокера. Альбом открывает композиция "Over The Mountain", в которой Роудс демонстрирует как всегда великолепную отрывистую манеру игры. Сама песня представляет собой, если говорить общими словами, гимн свободе. Оззи поет: "Не нужно астрологии, все есть у нас внутри. / Со мной тебе сорваться в путь билеты не нужны, / Свободен я, йе-е!" И снова кажется, что партия вокала слегка высоковата для Оззи, но он, как всегда беззаботно, прорывается сквозь этот барьер. К тому же он настолько прославился своим пением на грани фальцета, что этот стиль уже стал фирменным знаком Оззи. Бессмертные строфы ("Отец зовет меня тупым, он просто не догоняет. / Про все, что в мыслях у меня, папаша даже не знает. / Народ считает, что я псих, зато я пользуюсь спросом"), бесконечные повторы и прочие сюрреалистичные образы превращают композицию "Flying High Again" в очередную песню о наркотиках. При этом сочная гитара и прекрасный объемный звук делают ее одной из лучших ранних композиций Оззи — наравне со следующей, которая называется "You Can't Kill Rock'N'Roll". Этот трек, несмотря на безыскусное название, является прямо-таки выдающимся в плане музыки. На фоне великолепной классической гитары Роудса Оззи поет: "Рок-н-ролл — моя религия, и он же — мой закон. / Так было, есть и будет до скончания времен! Ну что, пижон, ты, видно, удивлен? / Тебе не уничтожить рок-н-ролла звон, ведь здесь навеки поселился он", отдавая своеобразную дань уважения легендарным рок-н-ролльным стандартам вроде "Rock Around The Clock". Со своей обычной прямотой Оззи позже подтвердил: "Рок- н-ролл действительно моя религия и мой закон, и это чистая правда. Надеюсь, что до самой смерти я буду заниматься музыкой. Ну а люди... если им хочется говорить всякую чушь — это их право. Но я не считаю, что занимаюсь вредоносным делом. Я не считаю, что наношу кому-то гребаный урон. Что, 6л**ь, плохого в том, что простой парень вроде меня получил возможность радовать чертову публику, как следует оттягиваться и по-всякому сходить с ума? Что, на хрен, хуже, что более безумно — совать ребенку в руки гребаную винтовку и говорить: "Тебе нужно захватить во-о-он тот, мать его, холм, там тебя и укокошат" или прыгать, как я, полтора часа чертовым клоуном по сцене?" "Believer" — композиция, которая ближе всего к рок-звучанию (я имею в виду именно рок, а не металл) из всех песен альбома, — отличается жесткой, прекрасно записанной работой басиста Боба Дейсли, а также яркой гитарной партией в исполнении Роудса, которая откликается на бас с толикой продуманного диссонанса, создающего ощутимое напряжение. "Ты должен поверить в себя. / Никто не поверит в тебя", — нарочито оптимистично поет Оззи, наперекор своему зловещему имиджу. Именно таких слов требовали от него многочисленные критики, ставшие жертвами этой тонкой насмешки. В следующей песне, "Little Dolls", 0ззи ликующе рассказывает очередную страшилку о некоем человеке, который занимается магией вуду ("Иглы и булавки протыкают кожу маленьких кукол"). Именно подобные простенькие демонические истории доводят до исступления американских политиков правого толка, заставляя их десятилетиями брызгать слюной от ярости. Возможно, Оззи всего лишь хотел над ними пошутить, написав такую провокационную песню? Вот что он сам говорит о творческом процессе: "Каждый вдохновляет всех остальных: если мы все вносим свою лепту, то песня нравится каждому музыканту... Я сочиняю основной материал, но если [кому-то из музыкантов] хочется что-то улучшить, ему предоставляется такая возможность. Пока процесс идет... Я выдаю идею, первоначальный посыл, а обрабатываем ее мы все вместе". Заглавная песня, "Diary Of a Madman", просто великолепна. Оззи мягко интонирует, выводя строки вроде: "Я болен разумом и духом. / Во лжи лишь зеркала виня, / Себя я с кем-то перепутал: / Чужак живет внутри меня". Стихи, вкупе с мрачной атмосферой, пробуждают в сознании слушателя безумные образы — этому способствует даже обложка пластинки, на которой Оззи изображен в вампирском макияже и в до смешного нелепой позе. В плане музыки следует отметить Роудса, который снова на пике формы; необычный тактовый размер и уместные оркестровки, которые подтверждают мастерство композитора. "Diary Of a Madman", благодаря ярким идеям и достоинствам исполнения, сразу достиг 14-го места в Британии и продержался в чартах двенадцать недель. За выходом пластинки последовало турне, продолжавшееся всю следующую весну и отмеченное рядом инцидентов. Басист Руди Сарзо, которого попросили заменить Дейсли на время гастролей (Томми Олдридж занял место Керслейка, а клавиши доверили Дону Эйри, который засветился и на обеих пластинках), сообщил, что Оззи, мягко говоря, невменяем: "Немногие об этом знают, но некоторое время он провел в больнице Св. Иоанна неподалеку от Лондона. У него был нервный срыв... Мы репетировали — Томми Олдридж, Дон Эйри, Рэнди и я. Все музыканты находились в Англии, готовились к турне "Diary Of a Madman", а наш вокалист лежал в психушке. Мы, вместе с Шэрон, навещали его там. Это была ее идея, а нас она позвала за компанию: "Давайте сходим к Оззи!"... Мы поехали к нему, и оказалось, что в этой больнице все было точь-в-точь как в фильме "Человек-слон" (Фильм режиссера Дэвида Линча (1980), повествующий о жизни Джозефа Меррика, которого называли Человеком-слоном из-за ужасных наростов на лице.) Оззи лежал в кровати с железной спинкой и небольшим балдахином, чтобы им можно было закрыться. Рядом стояли кувшин с водой и ночной горшок. Когда мы вошли в комнату, он был очень рад нас видеть. Он смеялся и плакал, смеялся и плакал, снова и снова. Постоянные перепады настроения. Затем его наконец отпустили из клиники. Доктор сказал Шэрон, что медицина тут бессильна. Joel McIver. Black Sabbath. История Группы.
Proving the success of his first solo album, Blizzard of Ozz, was no fluke, Ozzy Osbourne reestablished himself as the wildman of commercial metal with Diary of a Madman, which came out on Nov. 7, 1981. Following a similar structure to that of Blizzard, Osbourne skillfully combined storming fist-in-the-air rockers like “Over the Mountain,” “Flying High Again” and “S.A.T.O.” with more subtle and dynamic songs such as “You Can’t Kill Rock and Roll” and the heartrending power ballad “Tonight.” The only thing missing was a classical guitar instrumental, but guitar god Randy Rhoads didn’t need a solo spotlight since he shined bright as the sun all over the record. Like many albums Osbourne was involved in during the years he was a veritable rock 'n' roll maniac, Diary of a Madman was accompanied by controversy and legal wrangles. Bassist Bob Daisley allegedly wrote much of the music and most of the lyrics on the album and drummer Lee Kerslake claimed he came up with the main ideas for “Flying High Again” and “Over The Mountain,” yet neither the bassist nor drummer received songwriting or performance credits (the liner notes credited bassist Rudy Sarzo and drummer Tommy Aldridge). And when the album was reissued in 2002, the original tracks were completely erased and re-recorded by bassist Robert Trujillo (Suicidal Tendencies, Metallica) and drummer Mike Bordin (Faith No More). To Ozzy’s adoring fans, it didn’t matter who the rhythm section featured. It was all about Ozzy’s iconoclastic voice and Rhoads’ exceptional neo-classical guitar playing, and Diary of a Madman was another amazing roller coaster ride full of musical depth, sharp songwriting and top-notch performances. Like Blizzard of Ozz, Diary of a Madman was recorded quickly in an effort to get Ozzy back on the road. Most of the songs were written throughout 1980 and by February, 1981 the band was at Ridge Farm Studios in Rusper, England with producer Max Norman. In less than a month the album was complete. Tragically, the album would be the last studio album to feature Rhoads, who died in a plane crash on March 19, 1982. “Randy felt a bit rushed for Diary of a Madman,” his brother Kelle Rhoads told me in 2011. “He wished he had a little bit more time; he was a perfectionist. Of course, what’s on there is pretty good, but he had a little more time to work on the first record.” For most bands in the ‘80s, a month in the studio was barely enough time to set up the mikes and tweak the board levels, let along track the songs, but Norman, who cut his teeth on Blizzard of Ozz, had vision, drive and the skill to capture the band’s performances quickly and spontaneously. Diary of a Madman is a crisp, polished recording in which every instrument is clearly audible and the lows and highs are perfectly balanced. For the self-deprecating Osbourne, his singing was the weakest element of the record. “Randy was the highlight of that album and everything he did,” he told me in 1997. “He could do anything and I was very lucky to have him. His talent made me sound better. I don’t especially like the sound of my voice and I don’t know why people keep wanting me to sing and perform.” Diary of a Madman entered the Billboard album chart at No. 16, and the album features three singles that landed on the Mainstream Rock Chart; “Flying High Again” hit No. 2, “Over The Mountain” peaked at No. 38 and “You Can’t Kill Rock and Roll” made it to No. 41. On May 10, 1982, Diary of a Madman was certified platinum by the RIAA and on Oct. 26, 1994, it went triple platinum. In addition to its 2002 reissue, the album was released in a deluxe 30th Anniversary Edition in 2011 with the original bass and drum parts restored. The release also featured a bonus live disc recorded during the second leg of the Blizzard of Ozz tour. Highlights include early performances of “Flying High Again” and “Believer” as well as the Black Sabbath songs “Iron Man,” “Children of the Grave” and “Paranoid.” Loudwire contributor Jon Wiederhorn is the co-author of Louder Than Hell: The Definitive Oral History of Metal, as well as the co-author of Scott Ian’s autobiography, I’m the Man: The Story of That Guy From Anthrax, and Al Jourgensen’s autobiography, Ministry: The Lost Gospels According to Al Jourgensen and the Agnostic Front book My Riot! Grit, Guts and Glory. (Jon Wiederhorn. November 7, 2019. loudwire.com)
Видеть ссылки, комментировать и оценивать могут только зарегестрированные пользователи! ------------------------------------------------ To can See references, to comment and estimate only the registered users!