The Pretty Things - Emotions (Japan Edition) (1967)
Artist: The Pretty Things Title Of Album: Emotions (Japan Edition) Release Date: 18 April 1967 (CD Jun 27, 2007) Location: London, England Label: Victor Records (Japan), VICP-63813 Genre:Rock, R&B Quality: Flac Tracks 16/44,1 kHz Length: 56:40 min Tracks: 20 Total Size: 332 Mb WebSite:Album Review
Первые совместные джемы Фил Мэй (вокал) и Дик Тэйлор (гитара) устраивали еще в бытность студентами художественного колледжа. Иногда к ним присоединялся Кит Ричардс, который впоследствии утащил Дика в "Little Boy Blue & The Blue Boys". И хотя этот бэнд эволюционировал в знаменитых "Rolling Stones", Тэйлор не стал задерживаться в его рядах, предпочтя роли наемника создание собственной команды. В 1963 году Дик и Фил скооперировались с Брайаном Пендлтоном (гитара), Джоном Стаксом (бас) и Вивианом Принсом (ударные) и организовали квинтет "The Pretty Things", названный в честь одной из песен Бо Диддли. Наряду с "Rolling Stones", "Animals" и "Yardbirds" новый ансамбль быстро нашел себе место на британской ритм-энд-блюзовой сцене. В отличие от своих соратников группа играла более агрессивную музыку, да и вела себя более грубо и безобразно, но это лишь усиливало ее скандальную славу. Первый миньон ("Rosalyn"), выпущенный фирмой "Fontana Records", занял 41-ю строчку национального чарта, но уже со второй попытки (сингл "Don't Bring Me Down") "Pretty Things" втиснулись в горячую десятку. Дебютная полнометражка также попала в Топ 10, а тем временем газеты сообщали о новых буйствах музыкантов.
TrackList:
01. Death of a Socialite (02:44) 02. Children (03:05) 03. The Sun (03:06) 04. There Will Never Be Another Day (02:22) 05. House of Ten (02:54) 06. Out in the Night (02:43) 07. One Long Glance (02:55) 08. Growing in My Mind (02:21) 09. Photographer (02:07) 10. Bright Lights of the City (03:02) 11. Tripping (03:26) 12. My Time (03:09)
Bonus Tracks:
13. A House in the Country (03:00) 14. Progress (02:42) 15. Photographer (02:15) 16. There Will Never Be Another Day (02:25) 17. My Time (03:10) 18. The Sun (03:09) 19. Progress (02:56) 20. Children (03:00)
Уничтожение аппаратуры и погром гостиничных номеров являлись для них обычным делом, вследствие чего ряд площадок начал отказывать команде в концертах. Особо буйствовал Вивиан, и после того как он устроил драку в самолете, от него пришлось избавиться. В конце 1965-го вышел альбом "Get The Picture", отличавшийся от первенца повышенным содержанием оригинального материала и некоторым уклоном в акустику. Тем временем барабаны достались Скипу Алану, Стакс уступил басуху Уолли Уоллеру, плюс в составе появился клавишник Джон Пови. Третий диск-гигант выглядел гораздо более зрелым - здесь музыканты уделили внимание акустическим гитарам и вокальным гармониям, а кроме того, на "Emotions" помимо их желания были использованы духовые и струнные аранжировки. К сожалению, работа не вызвала большого интереса, и "Pretty Things" расстались с "Fontana". В декабре 1968-го вышел психоделический альбом "S.F. Sorrow", по сути являвшийся первой в мире рок-оперой. Однако и здесь команде не повезло, поскольку в Америке пластинка вышла позже чем "Tommy", и потому получилось, что пальмой первенства в новом жанре завладели "The Who". Разочарованный провалом "S.F. Sorrow", ретировался Тэйлор, а его место занял Виктор Юнитт из "Edgar Broughton Band". На диске "Parachute" ансамбль продолжил разрабатывать психоделическое направление, и хотя критики рассыпались в восторгах, альбом, также как и предшественник, не оправдал себя в коммерческом плане. В июне 1970 года команда распалась, но уже к концу 1971-го Мэй собрал новую версию "Pretty Things", в которую помимо старичков Алана и Пови вошли Пит Толсон (гитара) и Стюарт Брукс (бас). Забросив психоделику и ритм-энд-блюз, группа переключилась на мэйнстрим-рок, однако выпущенный на "Warner Bros" с песнями, заточенными под американский эфир, альбом "Freeway Madness" снова не смог привлечь внимание широкой публики. Вырулить с обочины шоу-бизнеса команде помогли парни из "Led Zeppelin", предложившие услуги своего лейбла "Swan Song" и выделившие в качестве менеджера Питера Гранта. Но если глэмовый "Silk Torpedo" породил такие FM-хиты как "Joey" и "Singapore Silk Torpedo", то "Savage Eye", на котором переплелись влияния Боуи, "Queen", Леннона и МакКартни, имел меньший успех. В 1976-м Мэй ушел, и это означало вторичный развал "Pretty Things". Вокалист возглавил группу "Fallen Angels", а его коллеги продолжили совместную работу под маркой "Metropolis", но оба проекта остались незамеченными. В 1980-м команда возродилась в классическом составе, однако ее хватило всего на один альбом, от которого сильно отдавало "новой волной". В последующие два десятилетия группа довольствовалась спорадическими концертами, и хотя ее состав время от времени менялся, у руля всегда оставались Мэй и Тэйлор. Под конец века "Pretty Things" вернулись к студийной работе и выпустили альбом "...Rage Before Beauty", совместивший в себе ранние ритм-энд-блюзовые корни с более поздними экспериментами. Гораздо ближе к оригинальному шестидесятническому звучанию находился вышедший восемь лет спустя полнометражник "Balboa Island". Свой 50-летний юбилей команда отметила крупным европейским туром, однако в дальнейшем концертная деятельность начала давать сбои по причине расшалившегося здоровья Мэя. Тем не менее в 2015-м "Pretty Things" в очередной раз наведались в студию и всерьез взбудоражили критиков относительно эклектичным, но достаточно интересным альбомом "The Sweet Pretty Things (Are In Bed Now, Of Course)". Спустя некоторое время группе все же пришлось прекратить работу живьем, и в 2018-м она отыграла финальный концерт на площадке "O2 Arena". Последним же релизом коллектива стала акустически-блюзовая программа "Bare As Bone, Bright As Blood", которая вышла спустя несколько месяцев после смерти Мэя. (rockfaces.ru/p/prettythings.htm / Last update 26.04.21)
The Pretty Things came up against the problem of the "difficult" third album. Record company Fontana was not not happy with the band's lack of commercial success and so took a more hands-on role with the recording of Emotions. The band did not welcome this and the whole affair led to the band leaving the label. The band's first two albums were no nonsense R&B and there was a major change in style with this third release. Most bands at the time were taking advantage of the new English psychedelia vibe of 1967 and the Pretty Things were no exception. The difference in the sound is clear but this was not where the trouble lay. A new producer, Steve Rowland, was brought in. He was much more of a pop producer and had been credited with Dave Dee Dozy Beaky Mick & Tich. There were a couple of personnel changes after the release of Progress in December 1966. Guitarist Brian Pendleton and bass player John Stax were replaced by Wally Waller on bass and Jon Povey on keyboards. This all helped to radically change the sound of the band. It is always interesting to revisit albums many years after they were first released. In this case the songs, which are mostly written by the band, stand up well and fit in with the prevailing feel of 1967. However, there is certainly an attempt to give the band a more commercial feel, principally by adding strings or brass. Compare these with the additional tracks that are largely devoid of the "extras" to see what effect the production had. The original album sounds muddy with good songs mixed up with unnecessary production that confuses the song. The additional tracks are much cleaner and sound much better as a result. In places the brass resembles a Stax brass section on a totally different type of song. A string intro on The Sun loses out to Jon Povey's piano on the original version. There Will Never Be Another Day is one of the stand-out tracks and, again, sounds better and more true to the Pretty Things in its initial incarnation. The Kinks' A House in the Country is a good cover version and had already been issued as a single. Although it may not seem like the ideal song for the Pretty Things to cover it is certainly worthy of inclusion and is preferable to many of the muddled tracks. Although the band was unhappy with the album and did not promote it, the years have been kinder. Admittedly, the additional tracks without extra production do sound better and more in the Pretty Things' vein, the songs on the album are good and enjoyable to listen to. Any deficiencies in the album are due to the record company's "interference" rather than a poor performance by the band. It is certainly well-worth listening to again. (makingtime.co.uk/cds/cdrev082019.html#.YXXBY8FByCo)
Видеть ссылки, комментировать и оценивать могут только зарегестрированные пользователи! ------------------------------------------------ To can See references, to comment and estimate only the registered users!