Home page » 2020 » April » 5 » Wings Paul McCartney - Wings at the Speed of Sound [VinylRip] (1976)
09:09
Wings Paul McCartney - Wings at the Speed of Sound [VinylRip] (1976)
Artist: Wings Paul McCartney Title Of Album: Wings at the Speed of Sound Release Date: 1976 (LP 1976) Location: UK Label: MPL Records (UK), PAS 10010, OC 064 97581 Genre:Classic Rock Quality: Flac Tracks 16/44,1 Length: 46:57 min Tracks: 11 Total Size: 269 Mb WebSite:Wikipedia
Tracklist:
01. A1 Let 'Em In (05:12) 02. A2 The Note You Never Wrote (04:23) 03. A3 She's My Baby (03:09) 04. A4 Beware My Love (06:30) 05. A5 Wino Junko (05:21) 06. B1 Silly Love Songs (05:56) 07. B2 Cook of the House (02:40) 08. B3 Time to Hide (04:32) 09. B4 Must Do Something About It (03:45) 10. B5 San Ferry Anne (02:09) 11. B6 Warm and Beautiful (03:14)
Matrix side A: YEX 953-5U, side B: YEX 954-5U
Альбом закрывает определённый период в творчестве группы, следующие два - London Town (1978) и Back to the Egg (1979) разительно отличатся по стилистике, как и дебютный Wild Life (1971). К упомянутой трилогии я бы добавил менее популярный в народе Red Rose Speedway (1973), незаслуженно подзабытый, на мой взгляд, на фоне очень быстро вышедшего вслед за ним сверхпопулярного Band on the Run. Именно на Red Rose Пол и компания нашли тот самый звук и подачу, которые характерно отделили группу в отдельное явление в музыкальном разнообразии семидесятых. Но слово трилогия звучит лучше, чем тетралогия, поэтому (на правах автора) остановлюсь на этом. Итак, Wings со скорость звука - альбом был записан в начале 1976 года и вышел 25-26 марта одновременно в Америке и Британии и сопровождался грандиозным мировым турне. К этом времени Wings уже были настолько популярны, что альбом сразу же взлетел на первое место в американских чартах на целых две недели. Надо сказать, что Полу вообще-то удалось невозможное - достичь серьёзной популярности после "Битлз" с другим подходом к музыкальному материалу - и в этом надо отдать ему должное. Конкретно этот альбом интересен ещё и тем, что добрую половину песен пел не Пол Маккартни, а его одногруппники, но об этом позже. А начну с центральных номеров. Первую и вторую сторону открывают композиции, вышедшие отдельными синглами и они даже в чём-то схожи, составляя пару. Открывает альбом Let 'Em In с сюрреалистическим текстом, в котором Пол перечисляет своих реальных родственников, которые "постоянно стучатся в дверь", призывая их всех впустить. Песня имеет довольно скупую аранжировку в среднем темпе, но, кроме собственно мелодии, интересна тем, что это марш. Припев сопровождается ритмом походного барабана и звуками флейт, как военные марши XVIII-XIX веков. На концертном туре роль полкового барабанщика выполнял Дэнни Лейн в форме британского солдата восемнадцатого века. Вероятно этот марш, да ещё и звуки "вестминстерской четверти Биг Бена", которая играется на вибрафоне в начале композиции это образец английского юмора с самоиронией, когда герои песни представлены марширующими стройными рядами в гости к достоянию английской нации. Второй потенциальный хит открывает вторую сторону, это Silly Love Songs. Сама песня лично мне не очень нравится, она на мой взгляд скучная и затянутая, хотя возглавляла американский чарт целый месяц после выхода сингла. В композиции преобладает ярко выраженная партия баса - Пол Маккартни, как бас-гитарист, довольно часто такие штуки проделывал. Несложная мелодия расцвечена духовой секцией (прелесть таки аранжировок Маккартни оценил при записи предыдущего альбома в Новом Орлеане) - и в клипе на эту песню можно оценить атмосферу концертного тура Wings. Первая сторона альбома вообще насыщена потенциальными масштабными хитами, вторая сторона на этот счёт более спокойна и камерна. Например второй песней на альбоме идёт The Note You Never Wrote, образцовая медленная лирическая композиция из тех, что мы в молодости называли "медляк". Ведущий вокал здесь принадлежит Дэнни Лейну и он с задачей справился блестяще. Структура песни чрезвычайно простая, она построена чуть не на трёх аккордах, но спокойное течение композиции подводит слушателя к кульминации в виде замечательного гитарного соло. сразу переводя её в разряд хард-роковых. Соло не виртуозное, но крайне тематичное, а остальная аранжировка, включая женский бэк-вокал и клавишные делают композицию очень симпатичной и запоминающейся. Ещё один замечательный номер - Beware My Love тоже удивительно простая по структуре, но чрезвычайно вариативная в инструментальном плане. В этом заключается магия Маккартни-мелодиста, откуда-то он берёт очень простые мелодии и облекает их в такую форму, что песня звучит не только интересно, но даже величественно, настоящий знак качества. В Beware My Love хард-роковый рёв гитар органично сочетается с вокальным надрывом и классическими клавишными аккордными пассажами. Если бы на альбоме были только такие серьёзные композиции, высеченные в граните, то он бы не производил такого чарующего впечатления, которое производит. Дело в том, что хиты разбавлены изрядной долей коротеньких шутливых номеров по две-три минуты, простеньких и симпатичных. Я таких насчитал четыре, две из них - She's My Baby и Sun Ferry Anne поёт сам Пол и они производят очень светлое впечатление, песенку Cook of the House исполняет Линда и обнаруживает довольно низкий вокал, который легко можно спутать с мужским сопрано, а композицию Must Do Something About It поёт Джо Инглиш. ударник группы. Чувствуется похвальное стремление Пола дать всем себя проявить, чтобы группа была по настоящему группой, а не аккомпанирующим коллективом. Но ведущим вокалом не ограничилось участие остальных музыкантов. Композицию Wino Junko написал и исполнил гитарист Джимми Маккалох. Джимми был вообще многообещающий музыкант, к сожалению, через год он ушёл из группы, а через три погиб от передозировки в 26 лет. До Wings Джеймс работал с The Who, Джоном Майаллом и даже с Клаусом Форманом, своего рода ангелом-хранителем Битлз, а так же со Small Faces - названия коллег и молодость Маккалоха говорит о том, что он был достаточно сильно одарён и вращался в теме с малолетства. Жаль, что не совладал с собой. И если Wino Junko была в стилистике Wings, то песня, написанная и исполненная Дэнни Лейном Time To Hide сильно контрастирует с присущим группе стилем. Видно, что Дэнни был сторонником более грубого (можно сказать и менее попсового) направления в музыке. Песня мне нравится, она регулярно исполнялась на концертах Wings, была коронным номером Дэнни и использовалась им и в гораздо более позднем сольном творчестве. Дэнни, кстати, и Silly Love Songs записывал на своих сольных альбомах уже в нашем веке - с согласия Пола, разумеется. Закрывается альбом традиционным уже сольным фортепианным номером Пола - Warm and Beautiful, умиротворяющая песня. Вышедший по итогам тура тройной концертный альбом Wings Over America имел целых две стороны, где Маккартни солировал на фортепиано, подчеркнув таким образом эту сторону его творчества. Упомянутый Wings Over America закрывает определённый этап группы. Уйдут Маккалох и Джо Инглиш, стилистика группы изменится - не в худшую или лучшую сторону, а просто изменится. Два последних альбома группы достойны того, чтобы о них написать отдельные статьи. Но это в другой раз, конечно. (zen.yandex.ru/media)
"Wings at the Speed of Sound" - единственный альбом группы, где каждый музыкант участвовавший в записи альбома, поёт как минимум одну песню. В записи принимали участие Paul и Linda McCartney, Denny Laine (ex Moody Blues), Jimmy McCulloch (ex Stone the Crows), Joe English Во время мирового тура 1975-76 годов группа решила взять перерыв. И в январе 76-го музыканты засели в студии на Abbey Road в Лондоне, а к концу февраля альбом уже был готов. После чего музыканты продолжили своё мировое турне.
Wings at the Speed of Sound is the fifth studio album by the British–American rock band Wings, released on 25 March 1976 as a follow-up to their previous album Venus and Mars. Issued at the height of the band's popularity, it reached the top spot on the US album chart and peaked at number 2 on the UK album chart. Both singles from the album also reached the top 5 of the UK and US singles charts, with 'Silly Love Songs' reaching number 1 in the US. The album was recorded and released in the midst of Wings' highly successful Wings Over the World tour, with songs from the album performed on the tour after its release. Subsequently, performances of "Let 'Em In", "Time to Hide", 'Silly Love Songs' and "Beware My Love" were included on the live album Wings over America, released in December 1976. The album, after the 2010 CD version, was again remastered in 2014 with further improved audio quality. As a reaction to critics who believed Wings was merely a vehicle for Paul McCartney, the album featured every member of the band taking lead vocals on at least one song, and two songs from the album are written or co-written by band members other than the McCartneys. After a series of concerts in Australia in November 1975, Wings took a break from the tour to spend the holidays with their families and in January 1976 booked time at Abbey Road Studios in London to record Wings at the Speed of Sound. It was the first time McCartney had fully recorded an album in England since Red Rose Speedway. Because of the tour commitments, Wings were not afforded the opportunity to record in another locale. By the end of February, the album was complete, and Wings went back on the road. Around the time of the studio sessions for Wings at the Speed of Sound, McCartney was facing criticism for Wings simply being a vehicle for himself. He encouraged each of the band members to contribute a song during the sessions, though this would become one of the reasons for the criticism of the album. McCartney had previously attempted to create a democratic album in Red Rose Speedway, though it would be rejected by his record label. Engineer Peter Henderson later commented, "I remember one of my first engineering jobs, working with Paul McCartney on Wings at the Speed of Sound — he'd do two vocal takes and ask, 'Which is the better one?' And when he played guitar, he'd really lean into it and give it everything he got." Two tracks ("The Note You Never Wrote" and "Warm and Beautiful") were arranged by Fiachra Trench. The album was recorded at Abbey Road in two different sessions: first sessions took place in August/September and October 1975, with work resuming in January–February 1976. During the playback of "Must Do Something About It", Paul heard drummer Joe English sing the song and decided to have him take the lead vocal. In "Cook of the House", McCartney handled double-bass, while "Silly Love Songs" was arranged in a disco-style, in a similar fashion to Al Green's "Sha La La". (en.wikipedia.org)
Видеть ссылки, комментировать и оценивать могут только зарегестрированные пользователи! ------------------------------------------------ To can See references, to comment and estimate only the registered users!