Artist: Budgie Title Of Album: Squawk Release Date: 1972 (LP 2014) Location: Cardiff, Wales (1967–2010) Label: Noteworthy Productions (UK), Fly Records, NP22V Genre:Hard Rock Quality: Flac Tracks 16/44,1 Length: 38:12 min Tracks: 9 Total Size: 231 Mb WebSite:Official Site
Tracklist
01. A1 Whisky River (03:16) 02. A2 Rocking Man (05:27) 03. A3 Rolling Home Again (01:42) 04. A4 Make Me Happy (02:37) 05. A5 Hot As A Docker's Armpit (05:48) 06. B1 Drugstore Woman (03:13) 07. B2 Bottled (01:52) 08. B3 Young Is A World (08:00) 09. B4 Stranded (06:16)
От автора: Budgie (в пер. с англ. — Волнистый попугайчик, что отражено в оформлении их альбомов) — валлийская рок-группа, образованная в 1967 году в Кардиффе. Первоначально группа называлась Hills Contemporary Grass, однако через некоторое время название сменилось на Six Ton Budgie, а вскоре сократилось до Budgie. Альбом выполнен в классическом стиле тяжёлого рока. Хардроковые композиции в сочетании с балладами. Продюссировал альбом Rodger Bain (born 1945). Он же продюссировал первые три альбома Black Sabbath.
rockfaces.ru, Last update 16.12.17: Тяжелые риффы в духе "Black Sabbath", вокал а-ля "Rush", попугаи на обложках и причудливые названия песен ("Nude Disintegrating Parachutist Woman", "Hot As A Docker's Armpit", "In The Grip Of A Tyrefitter's Hand", "You're The Biggest Thing Since Powdered Milk") – вот отличительные особенности этой команды из Уэльса. Еще в 1967 году в Кардиффе появилась группа "Hills Contemporary Grass". Чуть позже ее название изменилось на "Six Ton Budgie", а потом и вовсе сократилось до "Budgie" (музыкантам нравились контрасты, и тяжеловесному звуку они противопоставили породу волнистых попугайчиков). К этому моменту в состав входили Бёрк Шелли (Джон Бёрк Шелли, р. 10 апреля 1947; вокал, бас), Брайан Годдард (гитара), Тони Бурж (р. 23 ноября 1948; гитара) и Рэй Филлипс (р. 1 марта 1945; ударные). В 1969-м коллектив записал первое демо, а на следующий год после ухода Годдарда "Budgie" из квартета превратились в трио, что и стало их классическим форматом. После подписания контракта с "MCA Records" команда выпустила дебютный альбом, спродюсированный Роджером Бэйном ("Black Sabbath"). На тот момент гастрольная деятельность "Budgie" была довольно скромной, но уже на следующий год музыканты активно передвигались по Европе в компании с "Thin Lizzy", "Mott The Hoople" и другими популярными исполнителями. В 1972-м вышел альбом "Squawk" с обложкой от небезызвестного Роджера Дина, оформившего группе и следующую пластинку. Работа с контрастами от фолковой "Make Me Happy" и пробитловской "Rolling Home Again" до серьезных тяжеловесов "Drugstore Woman" и "Hot As A Dockeris Armpit" была достаточно сильной и получила золото, но серьезного прорыва не произошло. "Budgie" по настоящему заявили о себе лишь с третьей пластинкой "Never Turn Your Back On A Friend". Этот диск стал знаменитым благодаря песне "Breadfan", на которую впоследствии сделала кавер "Metallica". На следующие сессии группа собралась в измененном составе – место Филлипса занял Пит Бут (р. 30 сентября 1950). Альбом "In For The Kill", записанный с этим ударником включал себя переработку сингла 1971 года "Crash Course In Brain Surgery", который стал еще одним кавер-подарком для "Metallica". В конце 1974-го Бут ушел, а за барабаны уселся Стив Вильямс. На следующий год группа записала альбом "Bandolier", имевший небольшой уклон в фанк и ставший, по мнению многих лучшим в ее дискографии (особенно понравилось слушателям каскадное гитарное соло на треке "Napoleon Bona"). Работы "If I Were Brittania I'd Waive The Rules" и "Impeckable" оказались несколько послабее, и хотя у себя на родине "Budgie" сохраняли довольно высокий статус, их попытки произвести впечатление на заокеанскую публику не увенчались успехом. Продолжая проявлять интерес к фанку, музыканты все же пытались хранить верность и тяжелым риффам, и один из таких примеров ("Melt The Ice Away") позже переиграли "Megadeth". В составе тем временем продолжались флуктуации, и лишь один Шелли неизменно оставался у руля. К началу 80-х команда удачно пристроилась к движению NWOBHM, и в связи с этим ей дважды удалось похедлайнерствовать на фестивале в Рединге. Как бы то ни было, но после выхода размягченного клавишными альбома "Deliver Us From Evil" производство студийных работ приостановилось, а в середине 80-х заглохла и концертная деятельность. Из последних достижений "Budgie" того периода стоит отметить визит группы в Польшу, где она собирала многотысячные площадки, и турне в компании с Оззи Осборном. На протяжении 90-х годов команда неоднократно возрождалась, но все эти реюнионы носили кратковременный характер, а выходившие в то время диски являлись сборниками. Лишь с наступлением миллениума "Budgie" стали проявлять повышенную активность. В 2002-м вышел концертник "Life In San Antonio", а в 2004-м Бёрк сотоварищи решили издать под названием "The Last Stage" завалявшиеся еще с начала 80-х песни. Новый же материал появился на свет только спустя 24 года после выхода последнего студийного альбома. Пластинку "You're All Living In Cuckooland" Шелли записывал вместе со Стивом Вильямсом и гитаристом Саймоном Лисом, причем спустя год последний из них уступил место Крэйгу Голди. В 2010-м во время гастролей по Восточной Европе Бёрку поплохело, и с тех пор из-за состояния его здоровья деятельность "Budgie" вновь приостановилась.
Nestled in between two absolute classics of the genre, Squawk is the redheaded stepchild of classic-era Budgie, oft forgotten due to its lack of sustainable anthems and Mellotron experimentation. But what it lacks in songwriting it nearly makes up for in variety and exhibitionism: this is the sound of a young band striking out into different musical pathways and testing their meddle, the product of which would eventually be one of the 70’s most worthy heavy metal albums. Here they are still finding their way, and it is at the very least interesting to see what directions they might have headed in had things progressed differently for them. Though the guitars have come up in the mix to better match the titanic bass tone, Squawk is not quite as heavy an endeavor as its predecessor. Riff-wise, it’s sort of a step back from the primordial, chromatic, doominess of their self-titled in favor of riffs more firmly planted in the band’s bluesy roots. Opener “Whisky River” and “Rocking Man” are the most apparently ‘traditional’ as classic rock goes, but even the token oddball-titled track “Hot As A Docker’s Armpit” seems to be more regressive than similar material off the last album. Tony Bourge even plays slide guitar here. But the band still rocks out purposefully: Bourge’s pentatonic-from-hell soloing, Burke Shelley’s pounding bass riffage and fevered vocals, and Ray Phillips’ unwavering percussive mastery still forge the heaviest sound this side of Sabbath. And with tunes like “Drugstore Woman” and “Stranded” in their repertoire, even the Fab Sabs might have been just a wee bit envious of their Welsh contemporaries. One new element for Budgie’s sophomore effort is the use of keyboards (a 70’s inevitability), particularly in the band’s obligatory ballads. Two seems to be the magic number of ballads for these guys, and on this album they happen to be crammed right next to each other. The folksy, Beatles worship of “Rolling Home Again” is the more obvious of the two, while the soulful piano-backed “Make Me Happy” shows the maturation of the band’s acoustic stylings. Still, these acoustic elements work better in the context of longer compositions, epitomized by the band once again with “Young is the World,” where the clean guitars and potent Mellotron allow Shelley to conjure up visions of pastoral beauty between bouts of Bourge and Phillips storming in with a powerful display of force. This bit is heavily derivative of Robert Fripp’s ominous master-riff from King Crimson’s “21st Century Schizoid Man.” Still, the then-fledgling Judas Priest would incorporate this kind of songwriting into their early albums, resulting in masterpieces such as “Dreamer Deceiver” and “Run of the Mill:” cuts directly sewn from the Budgie template. Bizarrely, the King Crimson nod isn’t limited to one track. “Hot As A Docker’s Armpit” ends with a heavy bit intended to be musically reminiscent to “Mars,” the most famous movement of Holst’s “Planets” suite. This has apparently been rendered by roughly every band in the history of music, notably ELP (Emerson, Lake and Powell), Diamond Head, Symphony X, and specifically King Crimson. Check out the track “Devil’s Triangle” off the album In The Wake of Poseidon, released two years before this particular Budgie album. But while Budgie might not have had the Crims’ foresight, they certainly out-heavy them for sure, even the humble Squawk album is testament to this. It may not be Budgie’s finest hour, but this bird always manages to display a certain degree of charm in most everything they do. And while you won’t hear Budgie at their best here, you’ll hear them advancing and improvising towards what is generally considered their pinnacle a mere album away. For fans of the band then, this remains indispensible. (www.metal-archives.com, DawnoftheShred, September 1st, 2012)
Видеть ссылки, комментировать и оценивать могут только зарегестрированные пользователи! ------------------------------------------------ To can See references, to comment and estimate only the registered users!