Artist: Various Artists Title Of Album: Zabriskie Point (Soundtrack) Release Date: 1970 (LP 1970) Location: UK, USA Label: MGM Records (UK), 2315 002 Genre:Soundtrack Quality: Flac Tracks 16/44,1 Length: 36:47 min Tracks: 11 Total Size: 203 Mb WebSite:Wikipedia
Tracklist:
01. A1 Heart Beat, Pig Meat (Pink Floyd) (03:14) 02. A2 Brother Mary (Kaleidoscope) (02:41) 03. A3 Excerpt from Dark Star (Grateful Dead) (02:37) 04. A4 Crumbling Land (Pink Floyd) (04:17) 05. A5 Tennessee Waltz (Patti Page) (03:07) 06. A6 Sugar Babe (The Youngbloods) (02:14) 07. B1 Love Scene (Jerry Garcia - Grateful Dead) (07:06) 08. B2 I Wish I Was a Single Girl Again (Roscoe Holcomb) (01:57) 09. B3 Mickey's Tune (Kaleidoscope) (01:43) 10. B4 Dance of Death (John Fahey) (02:43) 11. B5 Come in Number 51, Your Time Is Up (Pink Floyd) (05:03)
В 1968 году известный итальянский культовый (теперь) режиссёр Микеланджело Антониони снял фильм "Забриски Пойнт" (Zabriskie Point), который тоже считается культовым, хотя в прокате он провалился. Предыдущий фильм Антониони "Фотоувеличение" (Blow-Up, в котором в эпизоде снималась группа The Yardbirds с Джимми Пейджем) отбил бюджет десятикратно, в то время, как Забриски Пойнт заработал в восемь раз меньше, чем было потрачено на съёмки. Собственно провал, скорее всего, случился потому, что фильм безнадёжно опоздал. Реальность в конце шестидесятых стремительно менялась и пока Антониони собирался снять картину, посвящённую заманчивой безыдейности движения хиппи, само движение сходило на нет, поскольку фильм вышел на экраны только в 1970 году. Судя по всему Микеланджело был заинтересован молодёжной контр-культурой второй половины шестидесятых, в частности в Blow-Up он настойчиво зазывал сниматься самые сценически харизматичные на тот момент группы - The Who, The Animals и Tomorrow, но остановился на The Yardbirds, в том числе и по объективным причинам (несовпадение графиков) . В случае с Забриски Пойнт режиссёр подошёл к делу ещё более серьёзно - он заказал саундтрек группе Пинк Флойд, которая к тому времени была, пожалуй, в первом вагоне музыкального авангарда. Мало того, пробежавшись по калифорнийским тусовкам он попросил написать песню группу The Doors, привлёк к сотрудничеству The Greatful Dead, как образцово-кислотную команду в эстетике хиппи, а актёров на главные роли нашёл просто на улице. Причём дал героям фильма имена актёров. С точки зрения авангардного подхода к киноискусству, возможно, фильм и достоин упоминаний в киноэнциклопедиях. Я его, конечно, смотрел, фильм и в самом деле практически безыдейный, с минимальным сюжетом и очень сильно затянутыми планами. Но картинка красивая, этого не отнять. Вообще-то я хотел вспомнить саундтрек к фильму, который Антониони-таки утвердил. Он довольно разнообразен, но скандальный и непоследовательный характер самого мастера привёл к тому, что композицию, написанную The Doors он вообще выкинул без объяснения причин, а от саундтрека Пинк Флойда оставил в лучшем случае половину. Начну с композиции The Doors - они ведь специально написали известную песню L'America для Забриски Пойнт - по сюжету главный герой участвует в студенческих волнениях в самом начале фильма. А ведь классно песня подошла бы. Ещё одна тема, которая НЕ вошла в фильм - опорная тема саундтрека под названием The Violent Sequence, которую написал Рик Райт - клавишник группы Пинк Флойд. Впоследствии эта отвергнутая композиция вошла в альбом The Dark Side of the Moon - это всем нам известная Us And Them. Всё же пинкфлойдовская музыка вошла в фильм тремя композициями. На начальных титрах звучит Heart Beat, Pig Meat, а в финале под взрыв звучит композиция Come in Number 51, Your Time is Up, которая представляет из себя переделанную по просьбе Антониони композицию-трансформер Careful With That Axe, Eugene - "Поосторожнее с топором, Юджин", которую группа издавала по крайней мере я пяти разных вариантах с разными названиями. И вот, если сравнить то, что написали для фильма Пинк Флойд и то, что сочинили Greatful Dead, то становится очевидно, что музыкальное видение Пинк Флойд просто на голову выше псевдопсиходелических кислотных экзерсисов от калифорнийских любителей веществ. Поставлю для начала Greatful Dead - композиция Dark Star. На мой взгляд (он может отличаться от мнения читателей, разумеется) Greatful Dead ака Джерри Гарсия продемонстрировали ту самую безыдейность, которая в общем-то и должна была быть показана в фильме. А сравните с подходом Пинк Флойд в самом начале фильма - сразу чувствуется серьёзность намерений и потрясающая работа со звуком. В фильме есть ещё и работа самого Джерри Гарсия - лидера Greatful Dead под названием Love Scene в нескольких вариациях, действительно сопровождающая любовную сцену. Но она, на мой взгляд, ещё ужаснее. Когда я слушаю саундтрек и звучит среди прочих эта композиция у меня в голове всегда одна и та же картина - обдолбившийся Гарсия дёргает одну и ту же струну на гитаре и воображает себя автором космической музыки. Да простят меня поклонники Greatful Dead. Заслугой Антониони, если отвлечься от его фокусов с отказом от заказанных ранее песен, я считаю интересный подход к выбору других песен к фильму. Например на саундтреке после авангарда от Пинк Флойд и кислотных галлюцинаций от Джерри Гарсия ухо как-будто отдыхает на превосходной песенке Патти Пейдж под названием Tennessee Waltz - песня 1950 года, прекрасный образец раннего белого джаза. Основное место действия картины - Долина Смерти в США, местечко так и называется Забриски - картина и снималась в окрестностях. Соответственно в фильме звучат образцы настоящего южного кантри в исполнении The Youngbloods, The Kaleidoscope и представителя ещё более раннего этно-стиля, который наверное тоже можно назвать кантри -Roscoe Holcomb, виртуоз игры на банджо. К хиппи это отношения не имеет, конечно, но для пейзажных и жанровых картинок - в самый раз. Пробежавшись по всем американским стилям от начала века, включая акустическую балладу от Роя Орбисона So Young, в кульминационном моменте Антониони выбирает блюз. Только блюз он взял не американский, а британца Кита Ричардса из The Rolling Stones в их же исполнении. Это You Got the Silver - одна из лучших самостоятельных блюзовых вещей у группы. Однако в отдельно вышедший на пластинке саундтрек эта композиция по каким-то причинам не была включена. В целом саундтрек отдельно от фильма слушать довольно сложно, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между композициями совершенно разных жанров и абсолютно непонятно почему после десятиминутных фокусов от Джерри Гарсия следует хорошенький джаз от Патти Пейдж и при чём тут "Поосторожней с топором, Юджин" от Пинк Флойд в финале пластинки. В фильме-то наложение этой композиции на видеоряд получается очень даже гармоничным. Следующий фильм Микеланджело Антониони будет снят только через семь лет и никакого отношения к музыкальной контр-культуре, да и вообще к молодёжной контр-культуре уже иметь не будет. Это фильм "Профессия - репортёр" и отдалённо к контр-культуре там можно отнести только Джека Николсона, сыгравшего главную роль - ведь Джек Николсон когда-то и начинал в хипповских роуд-муви типа Easy Rider. Но об этом уже в другой статье. (описание взято с сайта zen.yandex.ru Автор не известен. А жаль.)
Soundtrack к фильму Michelangelo Antonioni. Фильм (я фильм не видел), как говорят, о французских Хиппи.
All three major American counterculture movies of the late sixties benefitted from the new vogue for rock soundtracks. The Strawberry Statement mixed purpose-written orchestral themes with mostly familiar numbers by CS&N and Neil Young, plus the predictable but appropriate “Something In The Air” and “Give Peace A Chance”. Easy Rider thrummed along to a more eclectic but still fitting selection from Dennis Hopper’s record collection: Steppenwolf, Hendrix, the Byrds and stoned oddities from the Holy Modal Rounders and the Electric Prunes. But maverick director Michelangelo Antonioni’s choices for Zabriskie Point are more enigmatic, and the story of their choosing more bewildering. The film itself, part wilfully perverse take on the late sixties student unrest, part classic road movie and part soft-porn skinflick, has been analysed to death; you either love it or hate it. The soundtrack album by contrast has received few reviews and deserves examination in these pages. The story goes that Antonioni commissioned the then “hot” acts Pink Floyd, John Fahey and Kaleidoscope (US) to create new music for various scenes in the film including the notorious desert love scene, which they duly did, and then summarily rejected almost all of this when delivered, instead delving into the back catalogues of these acts and others. (According to legend, the spurned Fahey was so affronted he “decked” the director forthwith.) The lengthy, dusty love scene was eventually orchestrated by Jerry Garcia’s solo guitar improvisations, and even then Antonioni insisted on a fussy edit compiled from four different improvs for the final seven-minute opus. Perhaps the oddest thing is that despite all these creative shenanigans the soundtrack still works, both in the movie and as a long-player. Floyd’s opening “Heart Beat, Pig Meat” is an organ-driven sound collage that contains enough menace to convey the tension as the students discuss the upcoming strike, and their soft, Byrdsy “Crumbling Land” provides a fleeting but apt background to the start of Daria’s desert odyssey in the Buick though, as Dave Gilmour admitted, it “could have been done better by any number of American bands”. A brief spiralling segment of the Dead’s live “Dark Star” accompanies Mark’s liftoff of the stolen Cessna from the airfield at LA, while Fahey’s “Dance Of Death”, which is somewhat discordant but isn’t actually very morbid, plays after Daria hears over the radio of Mark’s gunning-down by the cops on his return to the airfield. Patti Page’s venerable “Tennessee Waltz” is an inspired choice for the old rednecks in the desert truckstop (and would cost Antonioni a small fortune to licence from the State, which owned the copyright). Garcia’s sweet, restrained playing provides a genuinely sensitive background to the balletically-choreographed desert orgy. And of course the explosive climax is tailor-made for Floyd’s climactic “Careful With That Axe, Eugene”, which appears in a re-recording unfortunately inferior to the wonderful original single B-side and with the alternative title “Come In Number 51, Your Time’s Up”. The two Kaleidoscope tunes “Brother Mary” and “Mickey’s Tune”, Roscoe Holcombe’s down-home “I Wish I Was A Single Girl Again” and the Youngbloods’ “Sugar Babe” are all excellent, delightfully obscure country rock items which accompany various highway scenes out in the Mojave. The movie also featured Keith Richards’s bluesy “You Got The Silver”, which for licensing reasons never appeared on the OST album, and Roy Orbison’s splendid but inappropriate “So Young” which played over the closing titles and was allegedly added at post-production without Antonioni’s permission, and is hence with some justification also omitted. The 2-CD Sony reissue offers on its first disc all the other soundtrack tunes in complete form apart from the truncated “Dark Star”, and on the other the four complete Garcia improvs and four pieces of the rejected Floyd material, most of which are interesting enough but sound rather raw and unfinished, presumably not having being polished up for the final takes, and hence really for Floyd completists only. The CD booklet offers as cover picture a bizarre solarised still of the film’s two principals au naturel and a really excellent essay on the soundtrack by David Fricke. (Written by Len, March 23rd, 2011, therisingstorm.net)
Видеть ссылки, комментировать и оценивать могут только зарегестрированные пользователи! ------------------------------------------------ To can See references, to comment and estimate only the registered users!